КЛУБ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Создатели Российского автомобильного товарищества (РАТ) намерены за два года превратить автоклуб в миллиардный бизнес. В других странах на это ушли десятки лет. Текст: Ярослав Пархоменко
Не исключено, что в России появится общенациональный коммерческий автоклуб: этим летом одновременно в 15 городах России стартует проект РАТ. Его члены смогут рассчитывать на единый call-центр, техпомощь, выезд аварийного комиссара и эвакуацию автомобиля, юридическую помощь и консультации по купле-продаже автомобилей, скидки при покупке бензина (партнером клуба стала система «ЛУКОЙЛ интеркарт») и запчастей.
Объем инвестиций в проект не разглашается, инвесторами названа «группа частных лиц». Однако есть сведения, что компания аффилирована с семьей Хачатуровых. Кстати, одним из первых партнеров РАТ стал «Росгосстрах», совладельцем которого является Данил Хачатуров. Кроме страховок от лидера российского рынка автострахования (на долю компании приходится около четверти собранных премий по ОСАГО) РАТ получит доступ к розничной сети «Росгосстраха», насчитывающей по стране около 3 тыс. точек.

На Западе организации, подобные РАТ, существуют уже давно и успешно: например, годовая выручка немецкой ADAC составляет 1,6 млрд евро. Однако этим результатам предшествовал почти столетний опыт работы
У РАТ планы более чем серьезные: за два года компания намерена довести свою клиентскую базу до 370 тыс. автолюбителей, что при абонентском взносе 3,6 тыс. руб. означает годовой оборот 1,3 млрд руб. Конкуренты считают предложенную РАТ модель избыточно оптимистичной. «Маркетинг и статистика говорят, что оборота в $50 млн за два года в этом бизнесе достичь нереально,— полагает Татьяна Лобазова, начальник отдела развития московского автоклуба „Ангел”.— Тем более что услуги, которые можно предоставить на сумму 3,6 тыс. руб., недостаточны для нормального автолюбителя».

Впрочем, судя по комментариям представителя товарищества Александра Громкова, в компании осознают некоторую туманность перспектив собственной деятельности: «В городах уже есть подобные локальные организации, но в целом для России этот бизнес абсолютно новый, поэтому пока трудно спрогнозировать, как будет происходить пополнение клиентской базы и меняться количество обращений». Поэтому, несмотря на обширные планы, пока владельцы не торопятся с излишними инвестициями. Например, количество машин техпомощи, по мнению Громкова, будет зависеть от роста продаж членских карт.