Как работает система "бонус-малус" применительно к ОСАГО?

В состав страховых тарифов для расчета стоимости полиса входит несколько коэффициентов, которые отражают различные обстоятельства, влияющие на величину страхового риска. Один из них - коэффициент "бонус-малус" (КБМ). В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующий заключению договора период каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. Класс водителя определяется исходя из информации по договорам, прекратившим свое действие не более чем за год до заключения договора ОСАГО на новый срок.

С марта нынешнего года вступили в силу изменения абзаца 3 п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, касающегося КБМ, а в конце недели начнет действовать новая редакция Страховых тарифов по ОСАГО, где эти изменения конкретизируются. Теперь можно с уверенностью сказать, что разночтения по поводу того, какую страховую историю учитывать - водителя или транспортного средства, - устранены. Страховые компании отслеживают именно водительскую историю. Следствием года безаварийной езды является пятипроцентная скидка на полис. Чтобы достичь максимальной скидки в два раза, надо быть образцовым водителем в течение десяти лет. Проще попасть в число злостных нарушителей и платить за страховку в два с половиной раза больше: для этого достаточно, например, двух страховых выплат в течение первого года страхования. Для определения КБМ страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна выплата. Если водитель фигурирует в нескольких договорах ОСАГО, закончившихся за год до заключения нового договора, выплаты по всем договорам суммируются. Страховые выплаты по досрочно прекращенному договору также берутся в расчет. При заключении договора без ограничения допуска к управлению собственнику присваивается класс, который он имел при заключении последнего договора ОСАГО, даже если тот был досрочно прекращен. Если же в полис вписано несколько человек, для расчета премии берется максимальный коэффициент из всех КБМ, определенных в отношении каждого допущенного водителя.

Автор - председатель "Коллегии адвокатов Павла Астахова", доктор юридических наук