Безопасные звезды EuroNCAP
Кто выдает звезды?
Безопасность автомобиля (выдача звезд) определяется с помощью проведения серии краш-тестов, то есть, автомобиль с находящимися внутри "умными" манекенами, разбивают об определенное препятствие. С помощью датчиков встроенных в манекены определяется, как сильно они "пострадали" во время столкновения и насколько безопасен тестируемый автомобиль.
В мире существуют несколько организаций, которые проводят тесты безопасности автомобилей, но самой известной и наиболее требовательной к безопасности автомобиля является европейская организация EuroNCAP.
EuroNCAP (European New Car Assessment Programme - европейская программа оценки новых автомобилей) - первая в Европе негосударственная независимая организация, которая заставила производителей существенно поднять свои стандарты безопасности. Идея о создании организации EuroNCAP появилась в 1994 году, а первые официальные тесты, смогла провести лишь в феврале 1997 года. Автопроизводители отказались от сотрудничества с новой организацией, считая безопасность своих машин достаточной.
Для первых тестов организация анонимно приобрела несколько популярных моделей и провела их испытания. Максимальную оценку не получил ни один автомобиль, а у некоторых уровень безопасности был вообще неудовлетворительным.
Производители сразу сделали заявление, что добиться максимальной оценки невозможно и резко раскритиковали тесты EuroNCAP. Но самое главное, что спустя всего несколько месяцев, в июле 1997 года, во время проведения вторых испытаний, автомобиль Volvo S40 получил максимальные (на тот момент) 4 звезды и тем самым доказал, что если очень захотеть, то можно сделать автомобиль вполне безопасным.
В 2001 году автомобиль Renault Laguna вошел в историю, как первый "пятизвездочный" автомобиль. Но производители на этом не остановились и в 2007 году Nissan Qashqai смог достигнуть максимального результата, набрав 37 из 37 возможных баллов.![]()
Сегодня производители тесно сотрудничают с организацией EuroNCAP и стараются оснастить свои автомобили все более совершенными средствами безопасности. Сейчас во время тестовых испытаний высокую оценку получает не один автомобиль, а больше половины тестовых машин, при этом требования к безопасности не снизились, а наоборот повысились.
За что дают звезды?В первых тестах EuroNCAP автомобиль подвергался только двум видам столкновения: фронтальному и боковому.![]()
Во фронтальном краш-тесте автомобиль разгоняют до скорости 64 км/ч и сталкивают с деформируемым барьером, при этом барьер перекрывает только 40% передней части автомобиля со стороны водителя.
![]()
При боковом тесте в неподвижный автомобиль врезается тележка (весом 950 кг) с деформируемым барьером (шириной 1,5 метра), которую разгоняют до скорости 50 км/ч. Удар приходится точно в дверь водителя.
В 2000 году организация добавила третий вид испытания - боковой удар в столб (pole test), и соответственно повысила максимально возможное количество звезд до 5.![]()
Этому виду краш-теста подвергаются только автомобили, оснащенные боковыми шторками безопасности (оконные подушки безопасности). Автомобили, не оснащенные данным типом подушек, проходят тест по старой системе и не могут получить максимальную оценку. Во время этого теста автомобиль находится на тележке, которую разгоняют до 29 км/ч и сталкивают водительской дверью с металлическим столбом (диаметром 25,4 см).
![]()
В 2002 году EuroNCAP решил, что в защите нуждаются не только пассажиры в автомобиле, а и невнимательные пешеходы. Так появился дополнительный тест по защите пешехода при наезде. В этом тесте о бампер и капот машины бьют разные части тела манекена, чтобы выяснить, насколько опасны элементы передней части автомобиля для сбитого пешехода.
В данный момент в тестах по методике EuroNCAP автомобиль получает 3 отдельные оценки.
Первая оценка ставится за защиту водителя и переднего пассажира при фронтальном и боковом ударе.
При этом учитывается, как вероятность получения травм пассажирами, так и возможные деформации кузова самого автомобиля. Максимальная оценка за оба удара 32 балла (по 16 за каждый), но у машины есть возможность заработать дополнительно 5 баллов, 2 из них за успешный контакт со столбом, а еще 3 за систему напоминания о непристегнутых ремнях безопасности на передних и задних сиденьях. Для получения 5 звезд необходимо набрать 33 балла. Максимально возможная оценка составляет 37 баллов.
Вторая оценка выставляется за безопасность детей при аварии.
Во время теста манекен ребенка находится в детском кресле, закрепленном на заднем сиденье. Максимально возможное количество баллов - 60. Пока ни один автомобиль не смог заработать 5 звезд в этой категории. Самый лучший результат удерживает с 2004 года Toyota Prius - 43 балла (4 звезды).
Третья оценка появилась в рейтинге самой последней и ставится за защиту пешехода.
Максимум здесь дается 49 баллов, а звезд только 4. К этой оценки многие производители пока относятся небрежно, но не все. Так Citroen C6 в 2005 году смог заработать максимальные 4 звезды, хотя большинство моделей пока не дотягивают даже до трех звезд.
Как можно увидеть, пока еще ни одной машине не удалось показать максимальный результат сразу в трех категориях оценивания.
То есть по настоящему пятизвездочного автомобиля пока не создано, хотя при этом в первой категории максимальную оценку уже получает почти каждая вторая модель.
В связи со сложившейся ситуацией организация EuroNCAP приняла решение ужесточить методику тестирования с 2009 года.
EuroNCAP собирается объединить три отдельных оценки в одну комплексную, и тем самым избежать появления "полупятизвездочных" машин. Также возможно будут добавлены новые виды испытаний для ремней безопасности и для активных систем безопасности автомобиля. Новая методика испытаний даст возможность выставить более объективную оценку и должна заставить производителей улучшать безопасность машины сразу по всем параметрам.
Нужны ли звезды?Статистика проведения тестов EuroNCAP показала, что каждая новая звезда, полученная в ходе испытаний, снижает риск летального исхода или получения тяжелых травм при аварии на 12%.
Есть мнение, что сейчас многие производители начали подстраиваться под методику проведения тестов и в реальной аварии результат может быть совсем другим. Такое мнение имеет право на существование, но при этом стоит учитывать, что лучше подстраиваться под любые нормы безопасности, чем вообще об этом не задумываться, как было в момент появления EuroNCAP. Кроме того, EuroNCAP не стоит на месте и пытается внедрять новые методы оценивания безопасности автомобиля.
Владельцы "пятизвездочных" машин, вполне могут гордиться своими автомобилями. При этом они должны не забывать, что напоминание о непристегнутых ремнях существует не для того, чтобы его "обманывать" и что самое главное средство безопасности в любом автомобиле находится между рулевым колесом и сиденьем.
А вообще, лучше никогда не проверять на себе эти самые 5 звезд безопасности.
|