«ГАЗели» исполнилось 15 лет

С момента выпуска в автомобиль было внесено 26 тыс. конструкторских изменений узлов и агрегатов с целью повышения надежности, безопасности, экономичности и экологической безопасности.

Впервые в России при подготовке производства автомобиля ГАЗ-3302 была применена прогрессивная в то время сквозная компьютерная технология проектирования производства и аналитических расчетов штампов и пресс-форм. Практичные и недорогие легкие грузовики не имели аналогов в России и явились расширением типажа отечественного автопрома. «ГАЗель» не только вывезла сам Горьковский автозавод в кризисные 90-е годы, но и дала импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парк автомобилей для медучреждений.

Малотоннажные «ГАЗы» на протяжении всех лет выпуска являются лидерами продаж в сегменте LCV в России, удерживая свыше 50% доли рынка. Ежегодные объемы реализации «ГАЗелей» в 10-20 раз превышают объем продаж продукции производителей других марок в данном сегменте. Рекордное количество всех коммерческих автомобилей «ГАЗ» было реализовано в 2007 году – свыше 180 тысяч.
Главным разработчиком ГАЗ-3302 был ведущий конструктор грузовых автомобилей В.Л. Четвериков (в настоящее время директор по разработке продукта Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»), дизайн разработан С.В. Волковым и В.И. Фузеевым. Название «ГАЗель» предложил В.Н. Носаков, в то время заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ».

За разработку и освоение производства семейства «ГАЗель» завод был отмечен специальным призом ВДНХ на Московском международном автосалоне «Мотор-шоу-94». Автомобиль получил 1 место на Всероссийском конкурсе проектов «Дизайн-95». За эти годы «полуторки» стали призерами и победителями множества различных конкурсов и специализированных выставок. А марка «ГАЗель» заняла 1 место среди автомобильных брендов России в рамках ежегодного исследования «Лучшие российские бренды». Стоимость этого бренда составила 139 млн долларов или около 4,5 млрд рублей. Всего с начала производства выпущено около 1 600 000 «ГАЗелей» всех модификаций.

Маневренность «ГАЗели», которая имеет большое значение в городских условиях, оптимальная грузоподъемность (до 1,5 тонны), возможность разнообразной планировки салона вплоть до «люкса», оптимальная цена, быстрая окупаемость в процессе эксплуатации, комплексное недорогое обслуживание позволили автомобилям семейства занять свою нишу на автомобильном рынке. «ГАЗель» используется как коммерческий вид транспорта в сфере малого и среднего бизнеса, в области пассажироперевозок, в различных отраслях экономики и спецведомствах.

На базе «полуторки» получено большое разнообразие спецкузовов и надстроек, созданы специальные комплектации: автомобили для коммунальных служб и строительно-дорожных работ, оборудованные подъемными и другими функциональными механизмами, автофургоны различного назначения, автоцистерны, автолавки и другие. На базе фургонных модификаций «ГАЗели» выпускаются «скорая помощь», автомобили для МВД, лаборатории, инкассаторские машины. В настоящее время на базе «ГАЗели» производится более 200 модификаций и комплектаций в зависимости от назначения.

С самого начала производства «ГАЗели» пользовались экспортной привлекательностью. Машины поставлялись в Данию, Норвегию, Финляндию, Германию, Чехию, Венгрию, Хорватию, Словению, Словакию, Югославию, Польшу, Румынию, Македонию, страны Балтии, Аргентину, Кубу, Турцию, Уругвай, Гвинею, Индонезию, Алжир, Нигерию, Сирию, Эквадор, Ирак и другие страны. Специально для ЮАР – страны с левосторонним движением – были разработаны «ГАЗели», оснащенные правым рулевым управлением.

В 1998 году на базе «ГАЗели» создается новое семейство малотоннажных автомобилей «Соболь» грузоподъемностью до 1 тонны. Эти автомобили сохранили лучшие качества «ГАЗелей». Вместе с тем, легкие грузовики, автобусы и автофургоны «Соболь» имеют повышенную тяговую динамику, улучшенные характеристики устойчивости, управляемости и плавности хода.

В 2002 году был осуществлен рестайлинг модельного ряда «ГАЗелей». Модернизации подверглись как интерьер, так и экстерьер автомобилей. «Полуторки» стали соответствовать требованиям комфортной эргономики, приобрели современный облик за счет нового оперения, бамперов, радиаторной решетки, принципиально иной светотехники. Существенным повышением потребительских свойств являлось и оснащение салона более эффективным отопителем, а также внедрение новой богатой цветовой гаммы.

В 2008 году срок гарантии на «ГАЗели» увеличен до 2 лет, или 60 тыс. км пробега. Наиболее значимыми являлись качественные изменения узлов и агрегатов в системе охлаждения, топливной системе двигателя и тормозной системе, а также внедрение антикоррозионной обработки скрытых полостей кузова и новой технологии изготовления шестерён главной передачи.

С 2009 года легкие коммерческие «ГАЗели» комплектуются двигателями экологического стандарта «Евро-3» производства Ульяновского моторного завода. «ГАЗель» с двигателем УМЗ способна без потери мощности использовать более дешевое газовое топливо, а высокий крутящий момент на низких оборотах еще более повысил маневренность автомобиля в условиях загруженных городских магистралей. «Группа ГАЗ» провела все необходимые испытания двигателей УМЗ по доведению его до норм «Евро-4».

Несмотря на то, что муниципалитеты многих городах сегодня начинают отказываться от использования «ГАЗелей», автопроизводитель не собирается сворачивать программу производства семейства. Так, с 2010 года «Группа ГАЗ» предложит рынку полную линейку «ГАЗель-Плюс» с улучшенными потребительскими характеристиками. Осуществлено повышение качества и надежности основных узлов автомобиля - таких, как задний мост, тормозная система, рулевое управление, модернизация коробки передач. Предусмотрено повышение параметров экономичности автомобиля за счет применения газобаллонного оборудования, снижение затрат на техобслуживание за счет увеличения межсервисного интервала, обслуживания узлов и автомобиля в целом.

Продолжаются работы над продуктом нового поколения коммерческого транспорта. Внешние формы и интерьер линейки автомобилей, названной условно «ГАЗель-3», создаются с учётом перспективных направлений автомобилестроения на платформе, актуальной до 2020 года.

По собственной информации 110km.ru