Автомобиль вам подмигнул? Немного о системе диагностики.

Что делает среднестатический водитель, когда на приборной панели загорается одна из тех странных лампочек, которые до сих пор не давали повода вспоминать о своем существовании? Либо, вздыхая, достает из бардачка книжку с рекомендациями по эксплуатации, либо сразу звонит в автосервис, сотрудники которого высылают эвакуатор и заранее готовятся подключить электронный блок управления автомобиля к считывателю кода - сканирующему устройству.

Все ошибки в работе двигателя и других узлов зашифрованы соответствующими кодами, получив которые с помощью программного обеспечения, специалисты могут проанализировать состояние систем автомобиля, определить, что не так с вашим автомобилем, и затем решить, как устранять неполадки.

Все это звучит довольно просто. Но это в настоящем. А раньше всё было не так легко и просто. Давайте посмотрим, как изменилась диагностика автомобилей за последние годы и какие изменения ее могут ждать в будущем.

-- Лампочки во времена до OBD --

Конечно, нас могут раздражать дурацкие лампочки на приборной панели, когда они ни с того, ни с сего начинают беспокойно гореть или мигать. Но, если задуматься, у нас, по крайней мере, есть какой-то инструмент, информирующий о неполадках с нашими транспортными средствами. О подобных морганиях и подмигиваниях до 1968 года водители могли только мечтать. Когда почти все компоненты автомобиля были механическими, выявление проблем велось в основном методом проб, ошибок и, разумеется, с использованием накопленного опыта.

В 1968 году автоконцерн Volkswagen стал первым производителем, который представил автомобильный бортовой компьютер, почти на десять лет опередив ближайших конкурентов.

Nissan S130 (он же Datsun 280Z, он же Nissan Fairlady Z и Nissan Fairlady 280Z), выпускавшийся с 1978 по 1983, имел на борту первый прототип OBD (On-board diagnostics – бортовой системы диагностики), однако до единой стандартизированной системы ещё было далеко. То есть система автомобиля сообщала о проблемах, но разгадать смысл его моргающих лампочек под силу было только специалистам сервисного центра – для водителя все эти перемигивания были не больше, чем иллюминация.

Наконец, в 1980 году General Motors представила ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) - первую стандартизированную систему для модуля управления двигателем, предшествующую стандарту OBD. Это было началом новой эры – эры компьютерной диагностики. Более совершенным узлам автомобиля требовалась дополнительная поддержка, которую мог обеспечить только компьютер.

-- Система OBD-?, официально запущенная в 1991 году --

В 1980-х годах автопроизводители приступили к массовому внедрению в конструкцию двигателя инжектора, который нуждался в электронной регулировке потока топлива. До этого все работы велись механическими методами - если возникла проблема с топливно-воздушной смесью двигателя, механик вручную регулировал карбюратор. Всё это ушло в прошлое, когда инжектор стал самым популярным электронно-механическим узлом в автомобилестроении, а электронный впрыск топлива стал стандартным оборудованием.

Если вы владели или все ещё владеете автомобилем производства между 1980 и 1995 годами с диагностическим портом OBD-?, то, возможно, знаете, о замечательной «фишке» в этой ранней диагностической системе - методе считывания кодов без диагностического инструмента под названием «короткое замыкание». Если владелец не горит желанием покупать считыватель кода OBD в магазине автозапчастей, для считывания кодов ему с технической точки зрения не нужно ничего, кроме джампера или простой проволочной перемычки, например, скрепки. Вы просто соединяете контакты A и ?, вставляете ключ и считайте количество вспышек индикатора проверки двигателя. Этот метод похож на подсчитывание пиканий спикера при загрузке компьютера.

Разумеется, OBD-? не так точна, как новые версии диагностического программного обеспечения, но она, по крайней мере, дает минимальную информацию о том, с чего начать, если с автомобилем возникли проблемы.

-- OBD II – наше настоящее --

Начиная с 1996 года, когда автомобильные технологии продолжали стремительно развиваться, производители перешли с OBD-? на OBD-II. Скорее всего, это та система, с которой вы немного знакомы. Почти все автомобили, выпущенные после 1996 года, имеют трапециевидный порт OBD-II. В отличие от разъема OBD-I, который иногда устанавливался под капотом автомобиля, разъём OBD-II, согласно утвержденным стандартам, должен находиться на расстоянии не более 60 см от рулевого колеса или в пределах досягаемости водителя.

Для считывания кодов OBD-II требуется электронное устройство с программным обеспечением, чтобы извлечь информацию из бортового компьютера вашего автомобиля, но полученные коды более точные, чем коды OBD-?. Например, вместо кода 48, означающего пропуск зажигания, вы получите код, который точно укажет вам, какой именно цилиндр дает сбой. Это поможет сэкономить вам и время, и деньги на устранение неполадок, особенно если под капотом вашего авто 6 или 8 цилиндров. Ведь есть еще полдюжины проблем, которые могут вызывать пропуск зажигания - свечи, провода, форсунки, катушка зажигания, ГРМ, деформация… Но с полученным кодом OBD-II вам нужно будет устранить все эти проблемы только для одного цилиндра.

-- Программное обеспечение --

Наличие сканера OBD-II может быть прекрасным средством для решения ваших проблем с устранением неисправностей, однако его возможностей не всегда достаточно из-за того, что автомобильные компьютерные системы с каждым годом становятся все умнее и умнее.

Впрочем, автомеханики могут использовать тот же порт OBD-II для получения более обширных диагностических данных из электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Вместо того, чтобы полагаться на сгенерированные коды, квалифицированные специалисты могут напрямую связываться с модулем управления двигателем, чтобы не угадывать причины проблем и не тратить время на устранение неполадок.

Это особенно важно для новых автомобилей, которые в значительной степени зависят от электронных компонентов, и со временем станет ещё более важным, поскольку во всем мире стремительно растет спрос на электромобили. Полностью электрические машины почти не имеют механических компонентов, и, казалось бы, поиск неисправностей, как минимум, не должен быть сложней обычного. Но на самом деле весьма серьезная начинка электрокара делает поиск и устранение неисправностей более сложным, поэтому возможность напрямую общаться с мозгом автомобиля значительно облегчает работу технического специалиста.

-- Будущее автомобильной диагностики --

Мы прошли долгий путь с конца 1960-х годов, когда Volkswagen взял на себя инициативу и создал первый модуль управления двигателем. Пока есть любители классических и раритетных авто, всегда будет и тот, кто сможет вслух почитать для них коды OBD-?.

В принципе, электронный блок управления можно проверить самостоятельно. Для этого у каждого автовладельца есть всё необходимое - ноутбук и интернет, чтобы скачать программу для диагностики. При грамотном подходе техникой диагностики можно овладеть довольно быстро, благо информации на эту тему в сети великое множество. Однако всегда следует помнить, что с поврежденным ЭБУ современный автомобиль превращается в груду железа.

А тем временем автопромышленность неуклонно движется к производству автомобилей, которые смогут самостоятельно выполнять диагностику (самодиагностику), автоматически передавая данные в облачный сервис или непосредственно автомеханику.

Ну а нам пока остается следить за лампочками проверки двигателя – и пусть их мигания будут означать не более чем незакрытую крышку топливного бака, или проблему ещё проще, а не полный аврал, сулящий впасть в транс от глубоких размышлений на тему финансов и бессонницу.