Таблица штрафов

.pdf Новые штрафы - актуальны с 24 ноября 2015 (PDF, 337 Кб)
.pdf Изменения ПДД (PDF, 215 Кб)

Сергей Волгин, Руководитель Правового департамента

Давно ли вы читали Правила дорожного движения? Думаю, что почти 100 процентов автомобилистов на этот вопрос ответят, что читали «Наше всё» еще при подготовке к экзаменам. А между тем, Правила дорожного движения по сути – живой организм. Не проходит и года, как в ПДД вносятся какие-нибудь изменения. Например, в этом году, Правительство вносило изменения в ПДД шесть(!) раз. В 2013, кстати, тоже шесть раз вносились изменения в Правила дорожного движения. Правда, все это сопровождалось довольно серьезным освещением в СМИ, поэтому, полагаю, будет полезней поговорить об изменениях именно 2014 года. Тем более, что там есть на что обратить внимание.

С 01.01.2015 изменяются требования к безопасности транспортных средств в части износа колесных шин. Если раньше легковой автомобиль можно было эксплуатировать с остаточным рисунком протектора не мене 1,6 мм., то с нового года даже 1,6 мм глубины протектора уже недостаточно, чтобы эксплуатировать автомобиль. Зимние шины можно эксплуатировать, если глубина протектора более 4 мм. Правда только при условии, что эти шины имеют специальную маркировку (горная вершина с тремя  пиками  и  снежинка внутри,   а    также    знаками "M+S", "M&S", "M  S") и не оборудованы индикаторами износа.

Пешеходный переход включит в себя трамвайные пути уже начиная с конца ноября – с 29.11.2014. Раньше переходом была только проезжая часть, что вызывало множество споров при рассмотрении дел о ДТП. Соответственно уже в ближайшие дни даже на трамвайных путях пешеходы будут пользоваться преимуществом перед любым транспортным средством, включая и трамвай. Обгон теперь на пешеходных переходах будет запрещен в любом случае, а не только когда на переходе находятся пешеходы. Обгоном, напомню, является опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом на встречную сторону дороги.

А вот что касается обязанности пропустить пешеходов на переходе, тут ситуация поменялась довольно интересно. Сейчас для водителей действует обязанность пропустить пешехода, который переходит проезжую часть (трамвайные пути, кстати, проезжей частью не являются) или вступил на переход для осуществления перехода. Теперь пропускать пешеходов водитель будет не обязан. Он теперь будет обязан уступить пешеходу дорогу. Здесь есть некоторая тонкость. В соответствии с Правилами (пункт 1.2) требование «Уступить дорогу» означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Формально это означает, что мы не обязаны останавливаться, чтобы пешеходы могли беспрепятственно перейти дорогу.

Другими словами – мы не должны делать ничего такого, что заставило бы пешехода (который либо уже переходит дорогу, либо вступил на переход с целью прейти дорогу) изменить направление движения или скорость. В некоторых случаях это требование может быть выполнено, например, посредством ускорения. Не берусь судить, насколько такой маневр именно «пропускания» пешеходов безопасней, но формально именно пропускать водители больше никого не обязаны. Тем более, что именно к пропусканию пешеходов все более-менее привыкли.

Зато в случае, если водитель все-таки не уступил дорогу пешеходу, его со спокойной совестью можно привлечь к ответственности по статье 12.18 КоАП. А когда водители должны были пропускать пешеходов, привлечение к ответственности по этой статье было формально невозможным. Именно потому, что статья содержит требование именно уступить, а не пропустить. Строго говоря, по сути вернули норму, которая уже была в наших Правилах. До 2010 года водители тоже не были обязаны никого на переходах пропускать, а должны были лишь уступать дорогу. Но я все-таки надеюсь, что привычка проявлять вежливость на дороге по отношению к пешеходам уже закрепилась в наших водителях и последним не придется проявлять чудеса акробатики, чтобы безопасно перейти дорогу по переходу.

Отдельно хочется выделить пункт Правил, который особых изменений, кроме стилистических, не претерпел, но соблюдение которого позволит сохранить многие жизни. Речь идет о пункте 14.2. Начиная с 29 ноября он будет звучать в такой редакции: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил». Согласитесь, это ведь совсем не трудно, когда впереди идущий попутный автомобиль снизил скорость перед переходом, проделать то же самое. И спокойно поехать дальше, убедившись, что на переходе никого нет. К сожалению, пренебрежение этим простым правилом уносит ежегодно не одну тысячу человеческих жизней. А несколько десятков тысяч человек становятся инвалидами.

На этом, пожалуй, все. Остальные, еще не вступившие в силу изменения, носят больше технический характер. С ними, а также с тем, что уже действует на наших дорогах, вы можете ознакомиться в табличке на нашем сайте. Если же ты, уважаемый читатель, найдешь время еще раз перечитать документ целиком, хуже не будет. Уверен, практически любой найдет для себя много интересного в таком, казалось бы, всеми изученном документе, как Правила дорожного движения.