Европротокол

Как оформить Европротокол

По официальной статистике РСА, «по Европротоколу» оформляется на сегодняшний момент около 25% дорожно-транспортных происшествий. Надо сказать, что еще несколько месяцев назад таким образом оформлялось лишь 5% аварий. Скачок произошел после июльских изменений в ПДД, когда был существенно изменен вообще порядок действий водителей при дорожно-транспортных происшествиях. Но и 25% процентов - это тоже мало. Многие из нас до сих пор слабо себе представляют, что же такое «Европротокол» и как его правильно оформить.
 
Более того, в некоторых регионах, например в Нижнем Новгороде и Самаре, ГАИ вообще приняли для себя практику не выезжать на ДТП без пострадавших. Вместо полицейских функции оформления происшествий взяли на себя службы аварийных комиссаров. Нельзя сказать, что это плохая идея, ведь в оформлении ДТП должны быть прежде всего заинтересованы страховые компании, а не ГАИ. Но формально ГАИ не вправе отказываться выезжать на место ДТП. А вот водители могут отказаться от оформления происшествия силами аваркома.
 
Итак, что же такое «Европротокол»? На самом деле никакого «Европротокола» в природе не существует. Строго говоря, нет даже такого процесса, который можно было бы назвать «оформлением по Европротоколу». Этим словосочетанием называют процесс заполнения участниками дорожно-транспортного происшествия Извещения о дорожно-транспортном происшествии – той самой, как правило синей с белым, бумажки формата А4, которая выдается каждому, кто покупает ОСАГО. Форма такого извещения утверждена Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.2011. Если вдруг при покупке ОСАГО вам не выдали извещение, вы можете взять его прямо здесь, распечатать и возить с собой. Также бланк можно найти на сайте любой правовой системы (КонсультантПлюс или Гарант). Тот бланк, который вам выдадут в страховой компании, отличается только тем, что выполнен на самокопирующейся бумаге, что более удобно при заполнении. Сам процесс заполнения Извещения о ДТП тоже регламентирован – Положением Центрального банка РФ от 19.09.2014 № 431-П.
 

Теперь то, что следует запомнить при оформлении «по Европротоколу»:

  • Оформление «по Европротоколу» подразумевает оформление ДТП в отсутствиие работников ГИБДД. В Госавтоинспекцию обращаться не потребуется вообще - ни для справок, ни для протоколов, ни для определений и прочих постановлений.
  • Оформление «по Европротоколу» возможно только в случае, если ДТП произошло в результате столкновения (или иного взаимодействия) двух транспортных средств (включая прицепы к ним).
  • Оформление «по Европротоколу» возможно только в случае, если вред причинен только этим транспортным средствам (и/или прицепам к ним). Если, например, в результате ДТП с двумя автомобилями один из них «въехал» в столб, оформить ДТП «по Европротколу» нельзя. Нельзя оформляться «по Европротоколу» и в том случае, если в результате ДТП пострадали люди. Тяжесть полученных телесных повреждений значения не имеет.
  • Ответственность обоих участников ДТП должна быть застрахована (то есть у обоих участников должен быть действующий полис ОСАГО), а обстоятельства происшествия (кто прав, кто виноват) не вызывают у них никаких разногласий.
  • При оформлении бланка Извещения заполнены должны быть все строки документа. Этих знаний вполне достаточно, чтобы практически любое ДТП, в котором оказался среднестатистический водитель, могло быть оформлено самостоятельно. Все оформление заключается лишь в аккуратном заполнении всех граф извещения о ДТП.
Помните, что само по себе заполнение извещения ни в коем случае не является признанием вины или невиновности кого-либо из участников. Правильно заполненный бланк лишь ускорит работу страховщика. А виновность вообще может определять только суд. В случае с «Европротоколом» в суд никто, конечно, не идет. И фактически страховщик платит возмещение, «потому что и так всем всё понятно». Бланк извещения заполняется в двух экземплярах. Так как бланк самокопирующийся, один из экземпляров окажется копией. Ничего страшного в этом нет, главное чтобы подписи водителей были «живые» на каждом экземпляре. Помните, что при заполнении бланка не должно оставаться пустых строчек. Если вы не знаете что написать - поставьте прочерк. Кстати, «под копирку» заполняется только лицевая сторона Извещения. Обратная сторона заполняется участниками ДТП самостоятельно. Главное – заполнены должны быть обе стороны. И подписи стоять на нужных местах. Подписей всего будет четыре – две на лицевой стороне и по одной у каждого из участников ДТП на обратной стороне Извещения.
 
Обратите внимание на графу с указанием повреждений (пункт 14 Извещения). Если сомневаетесь в том, что переписали все повреждения, которые обнаружили, напишите фразу «возможны скрытые повреждения». Сами повреждения лучше описывать одним словом: царапина, вмятина, разрыв и т.п. А когда будете заполнять графу 16, не забудьте не только отметить галочками соответствующие обстоятельства (каждый водитель ставит галочки со своей стороны), но и поставить галочку внизу в строчке «Указать количество отмеченных клеток». Иначе Извещение будет заполнено неправильно. Если вдруг имеющихся квадратиков окажется недостаточно, вы всегда можете дополнить обстоятельства происшествия в строчке 15 «Замечания».
 
Рисование схемы ДТП не вызовет затруднений скорее всего ни у кого. Автомобили достаточно обозначить двумя прямоугольниками. Не забудьте указать контуры проезжей части, названия улиц и дорог, направление движения автомобилей, а также объекты дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, разметка и тому подобное). Прямоугольники-автомобили указываются в том положении, в котором они оказались после происшествия. Будет совсем не лишним сфотографировать место происшествия хотя бы на телефон. А если у вас есть видеорегистратор, то видеофайл с записью столкновения лучше сохранить.
 
Заполнив лицевую сторону, переходите к обратной. Разделите самокопирующийся бланк, так как обратная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно. Описывая обстоятельства ДТП, не стоит указывать излишние подробности, все описание должно касаться только непосредственно самого происшествия. Если вам удалось найти свидетелей (или таковые, например, находились вместе с вами в машине), будет нелишним указать, что обстоятельства происшествия могут быть подтверждены свидетелями такими-то. Помните, что свидетелями могут являться любые лица, которым известно что-либо о происшествии. Не имеет значение, является ли свидетель вашим родственником, другом или несовершеннолетним ребенком. Если человек может что-то рассказать о происшествии, он является свидетелем. Также будет не лишним при оформлении объяснений указать, что обстоятельства происшествия зафиксированы видеорегистратором такой-то модели или сняты на мобильный телефон такого-то производителя.
 
Если при заполнении бланка Извещения вы допустили ошибку, ничего страшного. Просто зачеркните неправильную запись и напишите, как должно быть. Рядом поставьте свою подпись, а также подпись второго участника. Неаккуратное или нечитаемое заполнение бланка не повлечет за собой отказ в выплате, но может усложнить страховщику установление обстоятельств происшествия. И, таким образом, замедлить процесс получения выплаты. Если же вам вдруг не хватило места (например, при написании объяснений или описании повреждений), все что понадобится, можно будет дописать на отдельном листе. Не забудьте при этом поставить «галку» в соответствующем поле Извещения (на обратной стороне внизу).
 
После заполнения бланка участниками ДТП каждый из них обращается в свою страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Потерпевший это должен сделать для того, чтобы получить возмещение, а виновник – чтобы страховщик не имел права после выплаты возмещения потерпевшему потребовать с виновника соответствующего возмещения. По тем же причинам нельзя ремонтировать, продавать или утилизировать автомобили в течение пятнадцати дней с момента ДТП.
 
Помните, что отсутствие подписей одного из водителей на бланке Извещения, может повлечь за собой отказ в выплате возмещения. Формально это будет означать возможное наличие разногласий межу водителями относительно обстоятельств происшествия. А в таком случае без сотрудников ГАИ обойтись нельзя.
 
Еще один момент, о котором необходимо рассказать. Максимальный размер ущерба, который может быть возмещен «по Европротоколу» – 50 тысяч рублей.
 
В случае «Евпропротокола» на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области максимальный размер возмещения ущерба составляет 400 тысяч рублей. Правда, при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами)». Несмотря на то, что технические требования к таким устройствам утверждены (Постановление Правительства РФ от 01.10.2014 № 1002), реально таких устройств в свободной продаже нет. Поэтому пока рассчитывать можно только на 50 тысяч.
 
Если в результате проведенной страховщиком оценки выяснится, что размер ущерба больше, потерпевший будет вправе рассчитывать лишь на 50 тысяч. Разницу ему придется взыскивать с непосредственного виновника происшествия. Но поспешу вас успокоить – подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий (около 85% от общего числа ДТП), вне зависимости от марки и возраста транспортных средств, попадает именно в эти пределы. Причиненный в таких ДТП ущерб составляет 30-45 тысяч рублей. Поэтому «Европротокола» вам будет достаточно. Время же, затраченное на его оформление, даже при отсутствии специальных навыков, вряд ли отнимет больше 10-15 минут. Главное – будьте аккуратны и не торопитесь при заполнении Извещения.
 
Описанный порядок заполнения извещения можно применять при любом обращении в страховую компанию за получением возмещения, а не только в рамках «Евпропротокола».
 
Скачать:
Сергей Волгин, руководитель Правового департамента РАТ